Рулевое управление — один из важнейших элементов автомобиля, от которого напрямую зависит маневренность машины, а значит, и безопасность водителя, пассажиров и других участников движения. При любых неполадках с этим узлом необходимо немедленно принять меры и привести его в рабочее состояние. Сделать это можно самостоятельно или обратившись в специализированную мастерскую. Стоит отметить, что не все компании занимаются ремонтом рулевого управления, поэтому нужно заранее уточнить, выполняет ли выбранная фирма интересующие вас работы.
Что говорят ПДД?
В правилах есть прямой запрет на эксплуатацию транспортного средства, у которого неисправно рулевое управление. Даже если такая машина на ходу, использовать ее опасно. За это предусмотрено отправление авто на штрафстоянку, а для водителя — штраф. Поэтому, если проблема дала о себе знать в дороге, постарайтесь аккуратно остановиться и вызовите эвакуатор.
Не запрещается буксировать машину на жесткой сцепке. Мягкую сцепку, то есть трос, использовать нельзя. Те же самые правила касаются тормозной системы. При ее отказе или иных неисправностях необходимо вызвать эвакуатор.
Как понять, что рулевое управление неисправно?
При эксплуатации автомобиля стоит обращать внимание на следующие признаки, которые указывают на неисправность рулевого управления:
- При повороте рель заедает, он вращается не равномерно, а рывками.
- Если машина стоит на месте, при попытке повернуть руль будет слышен характерный гул из-под капота.
- Приходится прикладывать больше усилий, чтобы повернуть руль в движении.
- При вращении рулевого колеса слышны щелчки, машина плохо реагирует на ваши действия.
- Приходится прикладывать разное усилие при повороте влево или вправо.
- Автомобиль реагирует замедленно на поворот в какую-либо сторону.
- При движении рулевого колеса заметен люфт.
- При езде ощутима вибрация.
- В рулевой колонке слышен стук, если двигатель не заведен, стук все равно не пропадает при попытках вращать рулевое колесо или двигать его вверх-вниз.
- Снижен уровень жидкости в бачке гидроусилителя, видны подтеки.
Как проводится диагностика?
Для того чтобы провести качественный ремонт, необходимо понять, что именно вышло из строя, найти и заменить эту деталь. Чаще всего выходят из строя следующие узлы:
- Рулевые тяги.
- Наконечники и колонки.
- Рулевые рейки.
- ГУР/электроусилитель.
Если вышли из строя рулевые тяги, понять это можно по следующим признакам:
- Передние колеса не держат заданный курс, их болтает из стороны в сторону, это заметно при движении даже на небольшой скорости.
- На передних колесах быстро изнашивается протектор.
- Во время движения заметен сильный стук. Он появляется в результате образования зазоров между соединениями рулевых тяг. Иногда проблему можно решить, затянув гайки сильнее. Чаще приходится полностью менять наконечники рулевой тяги. Не стоит ждать их полного износа.
При сильных повреждениях наконечников и искривлении рулевой тяги ее меняют вместе с ними. Ремонт можно выполнить и самостоятельно, но желательно заменить не только тяги, но и втулки, шкворня и шарниры. Эта работа механическая и не особо сложная. Если у вас есть книга по ремонту вашего авто или видеоинструкция, вы сможете с ней справиться, даже не имея подобного опыта.
Особенности ремонтных работ
Ремонт рулевой рейки
Рулевая рейка имеет более сложную конструкцию, и ее замена может потребовать наличия подъемника, поэтому желательно обратиться в автосервис. Конструкция имеет большое количество элементов, уплотнительных колец, мелких деталей, валов и сальников, которые потребуется заменить. Часто менять нужно не все, а только отжившие свое, это позволяет немного сэкономить.
Разбор рулевой рейки может занимать много времени, поэтому выполнять данную работу под открытым небом не рекомендуется, за один день без опыта вы вряд ли справитесь. Нужно правильно рассчитывать свои силы.
При ремонте рулевую рейку полностью разбирают и внимательно изучают состояние каждой детали, анализируют их состояние, после этого меняют неисправные запчасти на новые. В автосервисах применяют специальный стенд, который используется для проверки работы рулевой рейки. Стенд позволяет полностью имитировать реальное управление авто.
После этого рейку можно установить на машину. Но после установки работа с ней не заканчивается, так как придется провести регулировку. Это требуется для выставления правильного угла схождения передних колес. Процедура называется сход-развал и выполняется на специальном стенде, оснащенном компьютером. Раньше такие регулировки проводили в гараже на глаз или при помощи линейки, но качество было значительно хуже, чем на стенде. Процедура стоит недорого, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Обратите внимание: после замены рейки потребуется заменить жидкость гидроусилителя, так как при демонтаже детали с большой вероятностью она выльется.
Стоит отметить и то, что жидкость в ГУР автомобиля нужно периодически менять по регламенту.
Ремонт рулевой колонки
Максимально сложным моментом является восстановление рулевой колонки. Различают два варианта: первый — при электроусилителе, который встречается нечасто, второй — при наличии ГУР. Обратите внимание, что деталей у этого узла очень много, и собрать его будет трудно, особенно если у вас нет подробной инструкции. Для проведения диагностики рулевую колонку полностью разбирают и внимательно осматривают ее каждый элемент, чтобы понять, какой требуется заменить.
Разборка узла — довольно сложная задача. Лучше доверить ее опытному мастеру. О том, как проводится разборка и сборка, замена деталей, есть подробные руководства, которыми можно воспользоваться, например, скачав книгу по ремонту, применимую именно к вашей марке и модели автомобиля.
Все неисправные или сильно изношенные детали требуется заменить. После этого рулевую колонку собирают и испытывают. Проверяют ее работу и только потом устанавливают в автомобиль. Если из строя вышли внутренние детали, их, как правило, не ремонтируют, а меняют рулевую колонку целиком.
Замена рулевых наконечников
Это довольно распространенная неисправность, встречающаяся на всех видах автомобилей. Скорость износа зависит от разных факторов: качества дорог, скорости и стиля езды, качества деталей. Рулевой наконечник относительно просто снять, если смотреть на конструкцию, однако у процедуры имеются свои нюансы. Из-за особенностей эксплуатации элемент прикипает к другим деталям, и его демонтаж становится проблематичным. На СТО используют специальные съемники для рулевых наконечников и шаровых опор. Они упрощают задачу, позволяют решить проблему намного быстрее.
Потребуется и специальный набор инструментов, которых в условиях гаража может не быть. Для разовой операции покупать набор нерентабельно. Проще будет обратиться на профессиональное СТО, где опытный мастер выполнит работу качественно. Однако если у вас есть инструменты и энтузиазм, вы сможете выполнить задачу и самостоятельно. Однако будьте готовы к тому, что на это придется затратить много времени и сил. Что касается гидроусилителя и рулевых реек, лучше сразу поехать в сервис, так как это довольно сложные узлы, ремонт которых без специального оборудования крайне затруднителен.