Подвеска любого автомобиля со временем изнашивается, у кого-то быстрее, у кого-то меньше. На это влияет множество факторов, от качества используемых деталей до того, как эксплуатируется автомобиль. Неисправности подвески напрямую влияют на безопасность и комфорт вождения, поэтому о них стоит позаботиться.
Причины поломки подвески
Ни одна подвесная система не может быть зафиксирована «жестко». Передние колеса должны вращаться. Все колеса должны иметь возможность двигаться «вверх-вниз», чтобы пружинные элементы могли работать должным образом. Слабым местом каждой подвески являются металло-резиновые соединители, которые используются, например, для крепления элементов подвески к шасси и раме автомобиля. И именно они чаще всего повреждаются.
Подвеска автомобиля выходит из строя по многим причинам:
- резиновые детали стареют, резина становится хрупкой;
- металлические детали могут подвергаться коррозии (например, пружины подвески);
- детали подвески со временем изнашиваются (например, амортизаторы, совершившие многомиллионные перемещения);
- повреждения могут быть вызваны внезапным ударом (например, въезд в очень глубокую яму или участие в столкновении или аварии).
Долговечность подвески, используемой при первой сборке автомобиля, зависит от трех факторов: качества используемых производителем деталей; как автомобиль используется пользователем; обслуживание подвески, то есть забота о правильной геометрии.
У многих правильно эксплуатируемых автомобилей подвеска выдерживает 200 000 км. км без ремонта. Но иногда достаточно попасть в очень большую выбоину и приходится чинить подвеску совсем молодой машины. В последующие годы долговечность используемых элементов подвески снижается. Почему? Потому что машина, например, 10-летней давности имеет уже совсем другую геометрию, чем новенькая или даже 3-летняя машина. В результате даже хорошие детали служат намного меньше, чем детали, использованные при первой сборке.
Как распознать неисправность подвески автомобиля?
Каждый водитель без труда распознает неисправность подвески в своем автомобиле:
- ухудшение качества вождения, ухудшение реакции на повороты руля;
- ухудшение ездового комфорта, раскачивание, меньшая нейтрализация неровностей;
- шумы, возникающие при движении, особенно при преодолении неровностей: стук, скрип, легкие подергивания при трогании с места (могут быть вызваны рядом других причин);
- непрерывная работа компрессора в случае пневматической подвески и слишком низкого дорожного просвета.
Как проверить, что у автомобиля повреждена подвеска
Вам не нужно идти в мастерскую с каждой проблемой. Лучший способ проверить состояние подвески – посетить любой пункт техосмотра. Нет лучшего метода, чем компьютерная диагностика автомобиля. Это займет несколько минут.
Проверка автомобиля позволит обнаружить все повреждения металлических и резиновых элементов подвески (например, сломанная тяга стабилизатора, поврежденный коромысло, поврежденные металлические и резиновые втулки), проверить состояние пружин и уровень эффективность амортизаторов.
Благодаря этому водитель, идущий в автомастерскую, знает, какое действие заказать (например, замену передних рычагов или только сайлентблоков передних рычагов, если это выгоднее, чем установка всего рычага). Автовладелец может сам покупать автозапчасти выбранной марки. Это ускорит процесс ремонта автомобиля и значительно снизит стоимость такого ремонта. Стоит помнить, что в случае с амортизаторами, рычагами и стойками стабилизатора замена деталей производится парами, на одной оси. Даже если поврежден только один из них. Вы можете купить замену, но стоит избегать покупки небрендированных деталей (без названия производителя), которые, как правило, являются некачественными деталями. Детали должны быть идеально подобраны (для этого можно использовать VIN-номер). После каждого ремонта необходимо корректировать геометрию подвески.
Симптомы отказа подвески
Типичные симптомы неисправности подвески, самые распространенные:
- поломки металлических и резиновых втулок задней балки;
- скрип во время движения;
- стук при движении по неровностям;
- иногда небольшие рывки при трогании с места.
Неисправности задней торсионной балки, применяемой на французских автомобилях:
- скрипы и трески (повреждения подшипников торсионной балки);
- неестественный наклон задних колес в верхней части – они сильно наклонены к кузову;
- значительное ухудшение вождения — машина плохо реагирует на движения руля;
- развал задних колес (задние колеса прячутся под колесные арки, уменьшается дорожный просвет сзади автомобиля).
Неисправности амортизаторов:
- раскачивание автомобиля при проезде неровностей и рытвин.
Ухудшение комфорта:
- нервные реакции автомобиля на движения руля;
- восприимчивость к боковым порывам ветра;
- срабатывание ABS (ощущается на педали тормоза) даже при легком торможении, на не скользкой дороге;
- металлический стук при движении по неровностям;
- возможные утечки масла из масляных амортизаторов;
- увеличенный тормозной путь.
Неисправности коромысел
- неисправности металлорезиновых втулок: скрип, стук, возможны легкие подергивания при трогании с места;
- выход из строя шарнира маятника: стук при езде, ухудшение плавности хода. В случае автомобилей с простой передней подвеской (один поперечный рычаг) выбивание поврежденного пальца поворотного рычага после въезда в яму может привести к поломке колеса;
- отказ коромысла – повреждение, вызванное коррозией.
Неисправности стабилизатора поперечной устойчивости:
- шумы в районе колес: скрип, стук, скрип, особенно при движении на малой скорости по неровностям;
- ухудшение качества вождения.
Поломки пружин подвески:
- слышен стук при проезде неровностей, а также при поворотах, торможении и ускорении;
- возможные металлические шумы при вращении;
- ухудшение комфорта вождения – более заметные неровности в салоне автомобиля;
- автомобиль может стоять криво.
Неисправности пневмоподвески:
- непрерывная работа компрессора;
- утечки в системе;
- проблемы с датчиками уровня, выдаваемые бортовой системой диагностики;
- негерметичность сильфона, проявляющаяся в том, что автомобиль очень медленно восстанавливает установленный зазор или вообще не может восстановить надлежащий зазор.
Если мы хотим, чтобы подвеска в нашем автомобиле служила как можно дольше, нам следует избегать езды по неровным поверхностям, заездов на высокие бордюры и перегрузки автомобиля. Мы также должны реагировать на неудачи. Допущение отказа одного компонента (например, маятника) приведет к отказу других.
Что такое ремонт подвески
Механики проверяют отдельные элементы подвески. Особое внимание уделяют таким элементам подвески, как: шкворни, металлорезиновые втулки, пружины, амортизаторы, подшипники, подушки, разъемы стабилизатора поперечной устойчивости. Это детали, которые довольно быстро изнашиваются и определяют надежность подвески. После детального осмотра они решают, нуждается ли данный элемент в замене, ремонте или регулировке. После завершения мероприятий проводится повторный осмотр подвески.
Что входит в объем услуги
Хороший сервис предлагает полный спектр услуг в области ремонта подвески автомобиля. Это следующие шаги:
- управление подвеской колес и схождением и подвеской;
- настройка схождения колес, углов и полной геометрии;
- компьютерный тест амортизаторов;
- ремонт и замена амортизаторов;
- замена следующих деталей: передний подшипник, задний подшипник, резиновый чехол шарнира, рулевая тяга, наконечники рулевых тяг, пальцы маятника, втулки маятника, пружины передней и задней подвески, тяга стабилизатора, сайлентблок маятника, подушка амортизатора, эластичный кожух амортизатора;
- ремонт и замена передних и задних ступиц.
Кроме того, салон ремонта предоставляет возможность приобретения отдельных компонентов подвески.