Система охлаждения не требовательна к водителю. Замена охлаждающей жидкости и регулярная проверка ее уровня – две вещи, о которых должен помнить водитель.
Проверка уровня охлаждающей жидкости не требует никаких инструментов — уровень охлаждающей жидкости виден невооруженным глазом. Вы только посмотрите на шкалу прозрачного расширительного бачка.
Замену охлаждающей жидкости следует производить в зависимости от того, что использовалось в данном автомобиле. Обыкновенная универсальная охлаждающая жидкость заменяется каждые 2 года. Марка универсальная, с увеличенным сроком службы — каждые 5 лет. Рекомендованный производителем автомобиля концентрат охлаждающей жидкости, смешанный с деминерализованной водой в соответствующих пропорциях, можно заменять даже раз в 7 лет. Замена охлаждающей жидкости проста и не требует присутствия механика.
Заброшенная система охлаждения, – какие риски нужно учитывать?
Низкая эффективность системы охлаждения, вызванная использованием воды, старой охлаждающей жидкости в системе или связанная со слишком низким уровнем охлаждающей жидкости, может быть причиной:
- ускоренного износа моторного масла из-за перегрева и, как следствие, потери его, смазывающие и защитные свойства, что приводит к износу механических узлов двигателя;
- износ прокладки под головкой двигателя из-за слишком высокой температуры узла привода;
- снижение мощности двигателя;
- снижение эффективности насоса охлаждающей жидкости;
- в экстремальных случаях привод может заклинить и полностью разрушиться.
Проблемы с термостатом:
- заклинивший термостат приводит к тому, что двигатель не достигает рабочей температуры. В результате привод потребляет гораздо больше топлива, имеет меньшую мощность (из-за большего сопротивления работе), система отопления не может работать на полную мощность, а в двигателе образуются нагар и лаки.
- блокировка термостата в закрытом положении приводит к более быстрому нагреву привода, что может привести к перегреву и заклиниванию.
Использование воды в системе охлаждения:
- типичные опасности, связанные с использованием воды, включают перегрев системы охлаждения, низкую охлаждающую способность, коррозию в системе охлаждения (например, повреждение радиатора) и накипь, которая закупоривает каналы радиатора и нагревателя;
- вода в системе охлаждения может замерзнуть, что приведет к разрыву радиатора или других компонентов системы охлаждения.
Проблемы с насосом охлаждающей жидкости:
- из насоса может вытекать охлаждающая жидкость, и он может временно заблокироваться из-за износа подшипников насоса.
Утечки в системе охлаждения:
- чаще всего из-за изношенных шлангов и проржавевшего радиатора. Постоянно понижающийся уровень охлаждающей жидкости вызывает риск перегрева двигателя и даже приводит к его заклиниванию.
Роль системы охлаждения — почему она так важна
Задача системы охлаждения – поддерживать правильную температуру двигателя, чтобы привод мог работать в оптимальных условиях. Это выражается в высокой производительности двигателя, низком расходе топлива и низком уровне выбросов.
Система охлаждения состоит из:
- насоса охлаждающей жидкости, который обычно приводится в действие зубчатым приводом (ремнем или цепью);
- термостат;
- радиатор;
- вентилятор — может приводиться в действие электродвигателем или посредством вязкостной муфты, передающей привод непосредственно от двигателя;
- рукава холодильные, изготовленные с использованием резины и состоящие из корпуса, армирования и наружного покрытия;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- расширительный бак;
- СОЖ с правильно подобранными параметрами;
- возможно другие датчики.
После запуска двигателя начинает работать система охлаждения. Насос охлаждающей жидкости нагнетает охлаждающую жидкость, которая первоначально циркулирует по так называемому небольшая система, минуя радиатор. Это позволяет двигателю быстрее достичь оптимальной рабочей температуры.
После прогрева двигателя и охлаждающей жидкости термостат открывается. Охлаждающая жидкость поступает в большой контур, протекающий через радиатор. Отныне задачей системы является поддержание оптимальной температуры двигателя.
Охлаждающая жидкость отдает лишнее тепло в радиатор, где во время движения охлаждается потоком воздуха. Если поток воздуха недостаточен, включается вентилятор.
В современных, новейших автомобилях используются термостаты с программным управлением, работающие от электросети. Термостаты этого типа управляются компьютером, который управляет работой приводного устройства. Благодаря им, компьютер управления двигателем может контролировать температуру охлаждающей жидкости через термостат, контролируя работу его клапана.
Как проверить систему охлаждения без инструментов
При базовом осмотре подержанного автомобиля необходимо проверить следующее:
- Уровень охлаждающей жидкости по шкале расширительного бачка при холодном двигателе.
- Проверьте наличие охлаждающей жидкости или воды в двигателе. Если вода — лучше отказаться от покупки такой машины.
- Проверьте цвет охлаждающей жидкости – жидкости в целях безопасности имеют специфические, чаще всего очень яркие цвета – синий, зеленый, желтый, красный, розовый и т. д. Если жидкость в системе имеет неопределенный цвет, это может означать что смешались разные жидкости.
- Загляните в бачок и убедитесь, что охлаждающая жидкость чистая и не содержит моторного масла или других загрязнений.
Охлаждающая жидкость не должна пахнуть выхлопом автомобиля.
Также проверьте состояние шлангов системы охлаждения – они не должны быть слишком жесткими или слишком мягкими, не должны быть перекручены, на них не должно быть видимых трещин и пузырей.
Во время пробной поездки обратите внимание на температуру охлаждающей жидкости, видимую на указателе. Следует проверить, с какой скоростью он растет и в какое время. Повышение температуры не резкое и не превышает безопасных значений? Имеются ли колебания температуры (повреждение насоса охлаждающей жидкости)? Нет ли проблем с достижением нужной температуры после того, как проедешь несколько километров?
При этом следует учитывать температуру наружного воздуха – в жаркую погоду он будет прогреваться быстрее, а в морозы – медленнее. Прислушайтесь к звуку двигателя и проверьте наличие металлических шумов, указывающих на повреждение подшипника насоса охлаждающей жидкости.
На приборной панели может появиться предупреждающее сообщение или может загореться индикатор проверки двигателя, что указывает на неисправность программируемого термостата.
Автомобиль стоит остановить и дать ему поработать несколько минут на холостом ходу. Это позволит вам проверить, работает ли вентилятор. Он должен периодически загораться только при повышении температуры охлаждающей жидкости. Он не может работать все время.
Комплексный осмотр автомобиля перед покупкой – доверьте это специалистам!
Автомобиль представляет собой систему соединенных сосудов, примером которой является система охлаждения. Пренебрежение системой охлаждения отрицательно сказывается на двигателе и может привести к его сильному износу или дорогостоящим поломкам.
Поэтому перед покупкой стоит тщательно проверить автомобиль. Пусть это сделают специалисты!
Специалисты тщательно проверят систему охлаждения и все другие системы, входящие в комплектацию автомобиля.